Лекция Элизабет Клэр Профет «Детство: стадии развития, карма, Христобытие и космические часы» (часть 2)

Опубликовано: 04.07.1983

Вторая линия часов. Адепт: «Я могу сделать»

Теперь мы подошли ко второй линии часов, возрасту от двух до трех лет, Бого-мастерству. Это знак солнечного сплетения, знак Рыб. Ребенок продолжает изучать инь- и ян-стóроны взаимодействия с родителями и другими частями жизни. Теперь дитя находится на стадии Адепта: «Я могу это сделать». Ребенок обладает чувством, что может сделать практически всё. Искажением этого является чувство несостоятельности: «Я не могу сделать ничего».

 Я встречаю взрослых, которые, работая со мной, постоянно говорят: «Я не могу ничего сделать правильно. Я ничего не могу. Я терплю неудачу во всем, что пробую делать». Откуда это у них? Причина кроется в их страхах и сомнениях на второй линии часов. Кто-то (какой-то авторитетный для них человек) внушил им в прошлом, что они ни на что не способны. Тот наделенный властью человек сделал это, потому что хотел удержать позицию власти и контроля. «Ты не можешь ничего сделать самостоятельно. Мне нужно делать это за тебя. Я должен одевать тебя. Я должен тащить тебя за собой. Я должен толкать тебя». И таково проявление эмоционального беспокойства родителей на той же второй линии часов.

Родитель должен понимать, что тоже проходит вместе с ребенком циклы космических часов. Когда ваш ребенок находится на второй линии часов, вы тоже находитесь на второй линии часов, в дополнение к вашему году рождения.

Вторая и третья линии часов соответствуют Анальной стадии по Фрейду. Это первый этап, на котором ребенок упражняется в собственном творчестве. Это процесс, подразумевающий принятие в себя, а затем – удаление того, в чем он не нуждается. Это процесс сортировки, упражнение по проявлению свободной воли.

По мере того как младенец начинает справляться со своими основными потребностями и окружением, его зависимость переходит от внешнего (матери) к внутреннему (себе), то есть он перестает зависеть от матери и постепенно начинает полагаться на себя. Это период независимых действий, когда ребенок хочет все делать сам, заявляя: «я сам». Ему нравится использовать свои таланты, свои способности, свое тело, самому делать физические движения. Если родители слишком вмешиваются в этот процесс – либо не позволяя ребенку прилагать усилия и проходить свои посвящения самому, либо подталкивая его и заставляя делать больше, чем то, на что он способен, – ребенок может свалиться в состояние пассивности, бездеятельности и зависимости.

Детям нужно время, чтобы они могли принять решение, что делать. Они внутренне знают это и не спешат. Было интересно наблюдать за детьми, как они раздумывают, принимая решение, пойти им принимать причастие или нет! Ребенок может оставаться на своем месте в первом ряду в течение полутора часов, наблюдая за тем, как я даю причастие, и совершенно не замечая времени. Он снова и снова наблюдает за происходящим, усваивая процесс, пока, наконец, не примет решение.

Но вот появляется обеспокоенный родитель: «Мой ребенок сейчас сделает что-то неправильное, он выставит себя дураком. Он не пойдет. Мне нужно его тянуть. Мне нужно его подтолкнуть. Я должен стоять у него над душой. Я должен быть рядом с ним. Я должен шептать ему на ухо». И тогда обучение ребенка процессу принятия решения по свободной воле оказывается сорвано. И это указывает на то, что мать или отец должны вернуться к собственной второй линии часов и бросить вызов стражу порога того, кто представлял родительскую власть в их собственной жизни, что теперь привело к такому их поведению со своими детьми.

Мы не можем позволить грехам одного поколения лечь на второе, третье и четвертое поколения. Мы просто не должны этого допустить. Поэтому нам следует быть в состоянии спокойствия, душевного равновесия, радости, любви и свободы, передавая это состояние детям. «Быть таким, какой ты есть, – абсолютно нормально, если, конечно, ты не нарушаешь порядок и гармонию в обществе или в классе».

То же самое касается взрослых. Конечно, нельзя кричать в кинотеатре. Нельзя визжать и закатывать истерику во время уроков. Есть вещи, которые делать нельзя, но есть многое, что вполне можно делать, упражняясь в творчестве.

Один из примеров этой проблемы – это когда родитель начинает преждевременно и насильно обучать ребенка ходить на горшок, посягая таким образом на творческую энергию ребенка и контролируя ее. Вместо того чтобы научиться овладевать потоком творческой энергии, текущим в теле, ребенок учится сдерживаться и контролировать себя, закладывая основу для механистического и чрезмерного контроля в жизни. (Существуют хорошо отработанные методы обучения ребенка ходить в туалет, но это не предмет данной лекции.)

Другие искажения включают в себя синдром неудачи, неумение заканчивать циклы, пассивно-агрессивное поведение или бунтарские наклонности, скрывающиеся под маской улыбки и поверхностного послушания. Эта неспособность отпускать ситуацию может зайти довольно далеко, проявляясь в таких искажениях, как накапливание (а не выбрасывание) старой одежды, стремление держаться за достижения в жизни и, по сути, держаться за смертное сознание, вместо того чтобы позволить потоку жизни течь. В таком состоянии сознания у индивидуума нет внутренней целостности, которая вела бы его к достижениям. Он сдается, позволяя смерти делать свое дело.

Если мать не сделает чего-то за ребенка, он тоже не станет этого делать. Когда ребенок впадает в состояние беспомощности, он начинает цепляться за мать, сомневаться в своих способностях, искать возможности, чтобы кто-то другой удовлетворял его потребности. Он полон страхов. Чтобы вывести ребенка из состояния пассивности, мать должна облегчить посвящения, дабы пробудить в ребенке энтузиазм и желание овладевать чем-то. Если ваш ребенок не проявляет энтузиазма по поводу своей жизни, не радуется, когда встает утром, не хочет играть и делать всевозможные увлекательные вещи, не знает, что хочет делать, какие материалы использовать в классе Монтессори, то можете воспринять это как знак того, что вы слишком много делали для ребенка и вмешались в его творческий процесс.

Если вы сможете мотивировать ребенка, разбудить в нем желание преодолеть чувство ограниченности, он справится с пассивностью и будет стремиться к самопревосхождению. Это самопревосхождение требует способности отказываться от энергий жизни, от людей, от предметов, от идей, которые исполнили свое предназначение и отслужили свое.

Если ребенка наказывать за то, что он сходил в штанишки, то на психологическом уровне он поймет это так, что ему не стоит удалять или отпускать то, в чем он не нуждается. Поэтому он будет пытаться остановить поток в циклах очищения своего тела, что на самом деле может физически нанести ущерб его здоровью, ибо органы тела реагируют на сознание ребенка, и он закладывает основы для хронического заболевания.

Когда вокруг процесса удаления отработанных продуктов из организма поднимается много шума, ребенок связывает чувство вины с естественным процессом – процессом отбора в жизни, когда ему нужно научиться говорить «да» и «нет». «Да, это; нет, не то». У некоторых людей есть проблемы с перевариванием пищи. Они не усваивают полезные вещества в пище, и, удаляя отходы из организма, они удаляют вместе с этим и все хорошее в пище. Это берет начало в этом психологическом синдроме.

Наслаждение процессом усвоения пищи, питательных веществ, выведения того, что не питательно, должно происходить в состоянии мира и покоя, то есть еда должна проходить спокойно, без споров и разногласий, без принятия за столом решений. Нельзя воспитывать или наказывать ребенка во время еды. Нельзя садиться за стол и говорить ребенку, что он сделал сегодня плохо и неправильно. Все эти вопросы должны обсуждаться отдельно, после принятия пищи.

 Не следует делать неуместные замечания ребенку, когда он ест. Если же эти замечания касаются умения вести себя за столом, то надо делать это любя, а не в форме выговора. Когда мы делаем это любя, то нам, возможно, придется повторить одно и то же несколько раз, потому что мы поправляем ребенка в форме беседы. Если вы действительно обеспокоены по поводу хороших манер вашего ребенка за столом, выделите для своих инструкций отдельное время, чтобы процессы питания и воспитания не смешивались. Организуйте вместе с ребенком чаепитие и весело, в форме игры, научите его поведению за столом, например, как правильно держать ложку, вилку и тому подобное.

Время принятия, усвоения пищи – это очень личное время для каждого. Не нужно беспокоить человека в это время, дайте ему поесть спокойно. Я знаю, что лично мне трудно принимать решения во время еды. Моя энергия находится либо в голове, когда я размышляю и сонастраиваясь с Богом для принятия наиболее взвешенного решения, либо, когда я спокойно ем, энергии сосредоточены в пищеварительной системе, чтобы усвоить пищу.

Время еды должно быть очень счастливым и радостным. Детям нельзя разрешать заниматься чем-то, что чрезмерно захватывает их внимание, делать какие-то глупости, так что они не обращают внимание на еду, хохочут, разбрасывают пищу. Это – время, требующее уважения к процессу. Мы находимся за Господним Столом. Это время духовного общения в семье. Мы беседуем друг с другом. У некоторых людей нет другой возможности пообщаться со своими детьми, кроме как во время еды.

Любая подсознательная деятельность, являющаяся частью автоматических процессов в теле, происходит параллельно с сознательной и сверхсознательной деятельностью ребенка; всё имеет соответствующие проявления в других нижних телах. Ребенок чрезвычайно податлив, и мать может прекратить поток творческой энергии излишней похвалой или завышенными ожиданиями.

 Не перехваливайте ребенка, если он не сделал ничего особенного. На самом деле, родители способны помешать проявлению хороших моментумов мастерства ребенка, находящихся в эфирном теле, но могут также и поправить плохие моментумы. Таким образом, влияние инь/ян на жизнепоток ребенка формируется взаимодействием сил, связанных с моментумами родителей и эфирными записями.

Мария Монтессори создала обстановку, позволяющую ребенку творчески работать в удобном для него темпе, и в то же время предложила чуткую помощь взрослого для максимального развития ребенка и овладения им мастерством, в особенности на анальной стадии. Было замечено, что дети на этой стадии почти одержимо повторяют задания, чтобы овладеть процессом. Если нечуткий родитель или учитель стремится ускорить происходящее и вмешивается в этот тонкий процесс, ребенка может начать обременять чувство вины, а такое без конца повторяющееся действие может позже стать маниакально-навязчивым неврозом, что является защитной реакцией, проявляющейся в повторном выполнении задания, чтобы избавиться от чувства вины. В результате вы можете встретить людей с такой проблемой, которые, прогуливаясь, методично поднимают каждую соринку с пола.

Внутри наших растущих тел состоящие из клеток органы тысячи раз повторяют процесс, необходимый для усвоения пищи. Психически и на уровне ума в результате ритуала жизни ребенок повторяет задания в классе Монтессори до тех пор, пока не усвоит формулу – не просто запомнит ее как свои пять пальцев, а усвоит формулу жизни, ритуал для планеты, солнца, звезд, газа, преображающейся материи. Это – возраст адепта, и адепт вновь и вновь делает то, что ему нужно делать.

По методике Монтессори ребенку разрешается выполнять столько заданий, со сколькими он способен справиться. Величайшее проявление творчества происходит на границе его максимальных усилий и способностей, когда вся энергия направляется на то, чтобы превзойти вчерашний результат. Когда ребенок достигает мастерства, мать может испытать бóльшую степень свободы и некоторое освобождение от ответственности и напряженной работы по воспитанию ребенка.

Она должна справиться с собственным чувством беспокойства – ощущением, что в возрасте двух лет она теряет своего ребенка. Ребенок становится самостоятельным, как, впрочем, и должно быть. Освобождение от ответственности происходит не мгновенно. Это постепенное облегчение ее забот, происходящее с каждым месяцем одновременно с естественным развитием ребенка и приобретением им все больших навыков. Часто матери испытывают это чувство свободы перед тем, как начинают думать о рождении еще одного ребенка.

Третья линия часов. Распорядитель: «Я распоряжаюсь своей жизнью, я творю»

Теперь мы подошли к третьей линии часов. Она соответствует сердечной чакре, знаку Овна. Ребенок в этом возрасте является Распорядителем. «Я распоряжаюсь своей жизнью. Я велю. Я говорю. Я творю». Начинает проявляться Реальное Я.

Искажение знака Овна – это беспорядок, отсутствие творчества, невыполнение задач, ложное чувство индивидуальности, завершающееся гневом – гневом эго. В этом возрасте чувство беспомощности ребенка сменяется уверенностью в себе. Достижения и овладение мастерством сопровождаются определенным порядком и ритуалом.

Это время, когда ребенок начинает осознавать собственные независимые циклы, особенно телесные циклы. Он может целый день расставлять игрушки или наводить порядок в комнате, и его следует за это поощрять. В классе Монтессори все находится в порядке. Все должно быть в порядке у ребенка и дома. Распорядитель должен превращать хаос в порядок, чтобы понимать, что способен справиться с беспорядком и стать сотворцом [с Богом].

Это – осознание Я ЕСМЬ КТО Я ЕСМЬ, которое снова придет на этой линии часов в возрасте пятнадцати лет. У ребенка появляется новое понимание себя. Он говорит. Он много говорит в три года, и поскольку он использует дар речи, он ощущает силу творить и отдавать приказы.

Ребенок внутренне чувствует, что у него достаточно инструментов и навыков, чтобы контролировать себя и окружающих и получать все, что ему нужно. Он может сделать себе бутерброд. Он способен выполнять простые задания по дому, и чем больше вы позволите ему это делать, тем более интегрированной личностью в Боге он станет в возрасте тридцати трех лет, что соответствует девятой линии часов – линии, противоположной третьей линии.

В возрасте трех лет ребенок обладает упорством, целеустремленностью и решительностью. Если он не может получить напрямую то, что хочет, беря это или делая это, он может очень громко выражать свое недовольство по этому поводу, рассуждать, логически обосновывать, пытаться найти любые оправдания. Если же все это не срабатывает, он может манипулировать, приставать или ныть и хныкать. Обычно у него достаточно умения и ловкости, чтобы добиться своего. Если мать и отец слишком слабы, трехлетний ребенок может даже взять власть в свои руки. Он может начать командовать в семье. Во взаимоотношениях инь и ян может произойти переключение, так что ребенок может по сути захватить власть в доме, начать управлять домочадцами и быть в этом положении до конца своего детства и далее во взрослой жизни.

Если родители слишком потакают ребенку или чрезмерно поощряют его, тот становится всемогущим, полным гордыни и эго, желающим все время получать – физически, эмоционально и ментально. Вместо того чтобы говорить: «Я распоряжаюсь», он говорит: «Я хочу». Эта стадия Распорядителя (или, иными словами, Организатора жизни) соответствует Фаллической стадии по Фрейду, когда ребенок становится всемогущим и важным. Он верит, что стал, наверное, даже больше своего отца. Его эго оказывается чрезмерно раздуто, совершенно не соответствуя маленькому телу.

Именно в этом возрасте ребенок начинает осознавать, какого он пола – мальчик он или девочка, но это осознание слабое и неясное, так как не проверено на практике. Происходит то, что ребенок внутренне осознает мужской или женский луч, положительную и отрицательную полярности целого. Дети начинают осознавать себя девочками и мальчиками в одежде, любят одеваться как мужчины (папы) или как маленькие женщины, подобно мамам. В этом возрасте осознание ребенком себя как мальчика (либо девочки) невелико, если только это не подчеркивается родителями или друзьями. Если мальчик обретает власть, он начинает чувствовать свою важность, что приводит к прямому противостоянию с отцом, а в случае с девочкой – к противостоянию с матерью.

Ребенок не может удерживать свою всемогущую позицию, если только родители не позволяют ему сделать это. Ребенок не сможет командовать в доме, если вы не позволите ему этого. Тем не менее, он может начать в очень раннем возрасте практиковать формы контроля, всегда стремясь добиться родительского одобрения. Если ребенку не требуется прибегать к контролю над родителями, он может стать существом очень творческим, и со временем энергия поляризуется, чтобы принести поток Святого Духа на девятой линии часов.

В конечном счете, ребенку нужно научиться управлять творческим процессом, который широко и разнообразно обеспечивается школой Монтессори; и этот процесс нужно продолжать и дома, чтобы управление (командование) чем-то превратилось не в соперничество с родителями, а, наоборот, в движение вместе с ними, в большой степени сосредоточенное на развитии ребенка.

Фаллическая стадия ведет к Эдипову комплексу и посвящениям на Бого-послушание. Эдипов комплекс подразумевает чувство желания, которое ребенок испытывает по отношению к родителю противоположного пола. Если это чувство не найдет разрешения, то впоследствии, во взрослом возрасте, оно может привести к личностным расстройствам. Родители должны очень осторожно, проявляя минимальное беспокойство, разрешить этот конфликт, что приведет к уменьшению эго ребенка до нормальных размеров ко взаимному удовлетворению ребенка и его родителя.

Четвертая линия часов. Иерарх: «Я желаю, я действую»

Теперь мы подходим к четвертой линии часов, возрасту с четырех до пяти лет. Бого-послушание, чакра третьего глаза, знак Тельца. Иерарх. На данном этапе ребенок говорит: «Я желаю» и «Я тружусь (действую)». Он – строитель. Ребенок либо научится быть в положении и на посту Иерарха, поймет, каковы его взаимоотношения со всеми другими должностями в доме, либо он станет ложным иерархом и тираном в семье. Четырехлетние дети способны стать настоящими тиранами. Посвящения на Бого-послушание связаны с Эдиповым комплексом по Фрейду. Именно в этом возрасте ребенок должен уступить свое всемогущество и решить вопрос: в чьих руках находится власть – родителей или его самого.

Ребенок должен признать всех, кто продвинулся дальше него на пути, и это, по сути, становится тестом на определение, кто будет гуру, а кто – чела. Кто кому будет подчиняться, и кто будет владеть домом? Если по поводу контроля и всемогущества трехлетнего малыша не принять каких-либо мер, то в возрасте 4-х лет, пребывая на линии Бого-послушания, ребенок перевернет иерархический порядок и возьмет на себя роль родителя. Дисциплина в этом возрасте крайне важна, но если вы начнете лишь в этом возрасте, будет слишком поздно.

Слишком поздно начинать воспитывать ребенка в четырехлетнем возрасте. Если вы баловали и нежили ребенка до этого возраста, а теперь вдруг начнете призывать его к порядку, это не сработает. Вы упустили спираль. С момента рождения отец дисциплинирует ребенка, а мать поддерживает его в этом процессе. Если в семье с самого начала установлен такой порядок, то в более позднем возрасте не будет неожиданных потрясений и столкновений.

Иерархия теперь явлена на физическом уровне. Она будет проверяться, даже если вы хорошо воспитывали ребенка ранее. Если ребенок не научился покорности и смиренности в возрасте от нуля до одного года, от одного до двух, от двух до трех, если не преклонил колени перед родителями, если сохраняет всемогущество, которое родители позволили отобрать у себя в возрасте трех лет, он станет упрямым, дерзким, непокорным и непослушным.

Время, когда вы потеряли своего 16-летнего ребенка – это возраст 4-х лет. Пройдя еще один полный круг двенадцати линий космических часов, вы вновь окажетесь на четвертой линии Тельца. Тогда ваш сын или дочь будет в возрасте шестнадцати лет, и если вы не способны контролировать их в возрасте 16-ти лет, причина в том, что вы не сделали этого, когда ребенку было четыре.

 Но никогда нельзя сдаваться. Вам нужно начать сначала и обучать ребенка, как ему следует себя вести. Дисциплинировать ребенка – значит учить его срединному пути. Как правило, излишне обеспокоенный отец или мать не дают своему ребенку ни достаточного количества времени, ни относительной свободы действий, чтобы пройти посвящение: если ребенок мгновенно не делает то, что нужно, его тут же наказывают, и причина тому – сиюминутное беспокойство матери или отца, исходящее из солнечного сплетения, а также желания контролировать происходящее. С другой стороны, излишне пассивный родитель дает ребенку задание, ждет слишком долго, чтобы тот прошел посвящение, теряет моментум, не доводит дело до конца и тем самым передает всю силу и власть ребенку.

Это закладывает основу для путаницы в понимании воли: когда действует моя воля, а когда – Божья? Это именно то, что нам так нужно знать, когда мы становимся старше. Срединный путь воспитания ребенка требует усилий и мастерства со стороны матери и отца, потому что им нужно направлять и воспитывать его с точки зрения гармонии и сострадания, а не гордыни и гнева. Но сострадание должно быть окрашено суровостью (непреклонностью) и огнем, которые вызывают в ребенке уважение или страх.

Страх перед Богом является началом мудрости. Страх не есть нечто негативное, если под страхом подразумевается глубокое уважение. Определенное количество страха приходит через белый огонь, не позволяющий ребенку терпеть сущностей и демонов, которые могут взять власть над ним, заставляя его плакать, капризничать, драться и пинаться. Поэтому вы внушаете благоговение и страх не только ребенку, но и одолевающим его сущностям. И вы говорите своему дитя: «Ты должен контролировать эти силы, овладевающие тобой».

Ребенок должен бояться ремня и того, что его могут отшлепать, и единственное, как он будет бояться этого – через опыт, а не через угрозы. Если родитель не помогает ребенку понять правильный иерархический порядок, но вместо этого формирует с ним первичные отношения, исключающие супруга, ребенку никогда не нужно будет взрослеть. Если вы делаете ребенка равным себе, а также в некоторых случаях, когда вы, будучи одиноким родителем, позволяете ребенку эмоционально заменить утраченного либо покойного родителя, он будет наделен чертами того родителя или взрослого, и, таким образом, ему не нужно будет взрослеть.

Так или иначе, некоторые люди принимают идею, что нужно относиться к своим детям как к равным. Вы услышите, как отец говорит своей дочери: «Ты моя возлюбленная (sweetheart)». На самом деле, «возлюбленная» – слово для равного себе. Вам следует быть предельно осторожными со словами, которые вы используете, чтобы ребенок правильно понял свое положение в иерархии и поддерживал его.

Мне даже приходилось слышать, как отцы говорили своим дочерям, что те – их подружки. Нельзя этого делать. Нельзя смешивать роли. Ребенок должен быть ребенком, а вы должны быть родителем. Или одинокая мать говорит своему шестилетнему сыну: «Теперь ты – глава семейства. Ты – отец в доме. Позаботься о своей малышке-сестре. Позаботься о своей матери».

Ребенок – не отец. Не навязывайте ему это. Ему не нужно играть роль отца до тех пор, пока он не будет готов быть отцом в полном смысле этого слова. В возрасте же 4-х лет он совершенно не подходит для этой роли. Нельзя позволять ребенку занимать пост супруга, даже когда супруга нет рядом. Ребенок вступит в ложный зависимый союз с одним родителем и через такое отождествление с ролью родителя научится добиваться результатов только путем манипулирования и соблазна, а не путем овладения мастерством.

Это дает ребенку пост в иерархии, которого он не заслужил. Вместо того, чтобы заслужить свое место в иерархии, он понимает, что путем манипулирования и соблазна он может соперничать с одним либо другим родителем за равный статус. Такое часто происходит, если у родителей проблемы в браке. Это вводит ребенка в заблуждение, что он может достичь чего-то только путем соблазна с его стороны или по отношению к нему. Вероятно, это служит основой для принятия упрощенной идеи, что единственное, что человеку якобы нужно сделать, так это просто поверить в Иисуса Христа, и тот все сделает за них. Образ лжеиерарха Иисуса формируется в сознании ребенка именно в этом возрасте.

Если мать возводит ребенка в ранг выше его отца, откровенничая с ребенком, жалуясь ему на папу и принижая его, ребенок попросту занимает должность отца и теряет желание когда-либо развиваться, чтобы занять кажущуюся более низкой позицию отца. Впоследствии это спутывает все последующие отношения и приводит к таким извращениям, как гомосексуальность. Если описанное выше происходило в семье, вы можете ожидать далее развития враждебных, тиранических и манипулирующих отношений.

Вы видите, что существует много косвенных последствий. Конечно, вы не говорите: «Твой отец – злой человек. Не слушай своего отца, он плохой», тем самым, «уничтожая» отца на сознательном уровне. Но если один родитель жалуется на другого родителя ребенку, последний подсознательно начинает чувствовать себя равным, способным заменить того [плохого] родителя. Поэтому неважно, насколько плохо человек вел себя в роли отца, необходимо учить ребенка уважать это звание, этот пост. Родителям не следует критиковать друг друга в присутствии детей. Мы должны обсуждать и разрешать личные семейные проблемы отдельно, не вовлекая детей.

Если родители играют правильную роль в иерархии, они становятся кумирами ребенка, или его гуру, так будет точнее сказать, и в ребенке начинается процесс усвоения качеств родителя. Он начинает представлять себя в роли отца и матери. Он подражает родителям, играя в папу-маму. Теперь он здоровым способом начинает представлять себя отцом и матерью. Он – маленький отец и маленькая мать, играет в дочки-матери со своими куклами в своем игрушечном доме, готовясь к тому времени, когда сможет быть таким, как отец и мать. И хотя ребенок был андрогинным существом с момента зачатия, совмещая в себе как мужское, так и женское начала, теперь он осознает свою андрогинную природу.

Все это происходит на четвертой линии часов: ребенок является Иерархом. Он – Иерарх ровно в той степени, в какой владеет собой. Термины для этих линий действуют в течение всей жизни. Каждый раз, возвращаясь к этой линии, вам нужно думать о ключевом слове, ключевом качестве. Когда вы говорите: «В этом году я на третьей линии часов», вам не следует думать обо всех искажениях на этой линии. Вам нужно думать о том, что в этом году вы – Распорядитель – тот, кто распоряжается своей жизнью и своей судьбой и т.д.

Пятая линия часов. Мудрец: «Я учусь»

Близнецы, пятая линия часов – это Мудрец. Дитя поистине собирается стать мудрецом на этой линии. Возраст от пяти до шести лет, Бого-мудрость, горловая чакра, развивается речь, умение общаться. Если ребенок в хорошем детском саду, там его учат читать и писать. Раз вопросы иерархии решены и начался процесс усвоения качеств родителей, ребенок может приступить к спокойному периоду обучения (хотя, можно сказать, оно продолжалось все это время). Скромный ребенок радуется процессу обучения и активно умножает свои моментумы, с удовольствием расширяя то, чему научился ранее.

Для того чтобы подготовить хорошую почву для обучения, ребенок должен быть способен вмещать в себе чувство неполноты (несовершенности), стремясь при этом к чувству целостности. Он осознает, что не знает всего, и имеет глубокое желание узнать. Итак, это процесс окончательного оформления, завершенности. Близнецы символизируют Альфу и Омегу. Ребенок находится в очень янском состоянии, полон очень концентрированной энергии; расширяя свое сознание, он исследует Омега-вселенную, привлекает к себе Омегу в виде знаний об окружающем его мире.

Когда ребенок не может научиться чему-то, он начинает манипулировать, пытаясь угодить родителям, давая им (либо учителю) то, что те хотят. Это происходит тогда, когда ребенок не помещен в максимально обучающую среду. Примером этому может послужить малыш, который еще не научился читать, но замечает, что некоторые другие дети в его классе читают. Тогда он подходит к маме и просит ее показать ему, что ему нужно сделать, чтобы научиться читать. Он хочет особенно знать, нужно ли ему крутить носом, поднимать брови или делать что-либо еще, чтобы начать читать, обходя стороной процесс обучения. Он думает, что наверняка должно быть что-то волшебное, что ему следует сделать вместо того, чтобы учиться читать.

Само обучение является волшебным процессом, от которого дети получают удовольствие. Если то, чего хочет ребенок, переживается им как внешнее проявление, и он верит, что не способен усвоить его, он остается с чувством зависти и ревности, лишенный чувства ответственности за становление тем, что он не являет и чему завидует. Поэтому нам следует вдохновлять ребенка учиться в возрасте пяти лет, давая ему понять, что его способности учиться – практически безграничны. С самого момента рождения до семи лет у детей уникальная способность усваивать знания – много больше, чем мы полагаем, и даже больше, чем считается по методике Монтессори.

 Если к этому времени ребенок не справился с Эдиповым комплексом, то может стать завистливым и ревнивым даже по отношению к родителю, с которым соревнуется. С избавлением от Эдипова комплекса начинается период латентности. Латентность – погружение внутрь, развитие Разума Христа и Разума Будды. Дитя созерцает, медитирует, молится, ищет реальное Я, открывает внутреннее Я, очень активен, с удовольствием учится, поскольку процесс обучения позволяет ему выявить внутреннее Я.

Это годы, когда существует максимальный потенциал к обучению и интеллектуальные силы находятся на пике. Сексуальной энергии практически не существует в обычном понимании, поскольку ребенок направляет все свои священные энергии на развитие ума. Он подготавливает каналы чакр, позвоночника, нервной системы для поднятия огней кундалини позднее в жизни. Свет чакры основания позвоночника равномерно распределяется и распространяется по телу не за счет поднятой энергии кундалини, а благодаря самой природе круга целостности Альфы и Омеги. Энергия распространяется через все чакры, через чакру сердца, через венечную чакру – по всему телу ребенка. С максимальной энергией, максимальной способностью вбирать в себя дитя обучается всем своим телом.

Ум ребенка пронизывает его клетки, гены, поток крови. Все тело ребенка вовлечено в процесс усвоения Разума Бога. Это время, когда энергии матери и отца собираются вместе для реализации и локализации Реального Я в сердце. Если образование является образованием сердца, как это происходит в классе Монтессори, мы обнаруживаем, что развитие ребенка сосредоточено в сердце, а не просто на уровне интеллекта, или нижнего ментального тела. Это – период невинности, который должен продолжаться то тех пор, пока не начнет сходить карма в возрасте двенадцати лет. В обязанность родителей и учителей входит защищать эту невинность и усвоение Разума Бога в течение этих лет.

Давайте позволим нашим детям быть детьми. Так прекрасно быть пятилетним ребенком, когда тебе не говорят, что следует вести себя так, будто тебе семь или восемь. Так прекрасно наслаждаться жизнью, когда тебе двенадцать, делать все то, что любит делать двенадцатилетний ребенок, и не думать о том, что нужно выглядеть, как подросток в возрасте пятнадцати или шестнадцати лет. Такое насильственное подталкивание весьма негативно сказывается на детях в эмоциональном плане (в то же время ментально они способны пойти намного дальше, чем предполагает школьная система образования).  Необходимо не подгонять и подталкивать, а раскрывать уже существующий потенциал.

Шестая линия часов. Гармонизатор:* «Я несу ответственность, я забочусь»

Мы находимся на шестой линии часов, возраст – от шести до семи лет, пламя Бого-гармонии, чакра основания позвоночника, иерархия Рака, Гармонизатор. Дитя говорит: «Я владею. Я несу ответственность. Я забочусь». Меня заботят мои вещи, чувство собственного благосостояния и благополучия. Искажениями этого являются жадность, желание схватить, захватить и присвоить, чтобы это принадлежало мне и никому более.

Ребенку нужно научиться говорить: «Я существую. Я обладаю. Я привожу в соответствие. И другие люди подобны мне – у них такие же чувства, сознание. Поскольку я – человек, я могу делиться. Я могу отдать частицу себя, не потеряв при этом индивидуальности». У ребенка есть твердое основание, исходя из которого, он может сказать: «Я владею (обладаю). Я несу ответственность. Я могу позволить себе отдать частицу себя. Я могу быть солидарен со своими друзьями, но при этом хочу контролировать ситуацию. Если кто-то одолжит мой трехколесный велосипед или самокат, я рассчитываю, что он не сломает его и вернет целым». Ребенок также решает, кому он может дать попользоваться своими вещами, а кому – нет. Таков Гармонизатор.

Чем больше ребенок узнает, тем более многочисленными становятся его выборы и тем больше у него новых вариантов. Он начинает испытывать свободу и гибкость в использовании своей свободной воли и развивает большее терпение, как следствие увеличившейся гибкости; и все это создает бóльшую внутреннюю гармонию.

Он начинает сам находить себе занятие и играть самостоятельно. Если во внешнем мире не происходит ничего особенно интересного, у него есть альтернатива – уйти внутрь себя. У него появляется свой мир фантазий, и он энергично создает свой собственный внутренний мир, имеющий свои индивидуальные особенности.

Он входит в квадрант тела желаний – чрезвычайно важное время для развития воображения. Многое из того, о чем мы говорили для каждой линии, можно сравнить с почкой и маленьким ростком, который рос, начиная с первого дня жизни, но теперь становится особенно заметен, ибо оказывается в фокусе физического проявления. У ребенка в этом возрасте можно наблюдать некоторую непривязанность к желаниям и вполне отчетливое отделение от мира матери и отца. Маленькие мальчики в этом возрасте любят лягушек, в то время как их мамы и учителя терпеть их не могут!

Если развитие собственного внутреннего мира не происходит и энергия ребенка по-прежнему сосредоточена на внешних объектах и людях, он будет находиться во власти чувства зависимости и приобретать качества, необходимые для манипулирования и контроля, такие как сочувствие, жалость к себе, готовность защищаться и оправдываться, нерешительность, использование техник привлечения внимания, глупость, непозволительное поведение, сексуальные замечания. Ребенок ведет себя так, будто в его собственном мире не хватает достаточного количества энергии для жизни и необходимо постоянно подпитывать его энергией извне.

Как правило, именно в конце цикла шестой линии часов родители и учителя начинают обнаруживать у ребенка серьезные эмоциональные проблемы. (Безусловно, это не всегда соответствует действительности, мы можем обнаружить некоторые проблемы в более раннем возрасте, а некоторые появляются гораздо позже.) Если родители продемонстрировали гармонию в течение первых шести лет жизни ребенка, ребенок легко пройдет эту линию и извлечет огромное количество энергии из ее белого огня. Он обретет чувство власти и определенной внутренней силы, внутренних ресурсов, ресурсов Материнского пламени в чакре основания позвоночника, и будет способен полагаться на эти ресурсы, чтобы занимать и развлекать себя. Если же вы усаживали его перед экраном телевизора и всегда старались развлекать его, создавая вокруг него шум, он будет дезориентирован, когда его оставят в тишине или одиночестве.

Седьмая линия часов. Приверженец: «Я люблю»

Седьмая линия часов, с семи до восьми лет, это линия сердца в мирской астрологии. В нашей астрологии – это линия, являющаяся другим концом линии души. Ось часов один/семь – линия для развития любви. Мы называем ребенка в этом возрасте Приверженцем – приверженцем души, приверженцем Бога (тем, кто исполнен любви к своей душе, к Богу, к себе самому). Его жизненная позиция и отношение – дарить любовь.

По мере того как он развивает глубокий и гармоничный внутренний мир, отделение от матери становится более полным. Будучи теперь еще более самостоятельным, ребенок освобождается не только от желания контролировать мать, но и от ожидания, что мать будет вести себя определенным образом. Его требования сменяются просьбами. Начинают проявляться забота и внимательность. На самом деле, он теперь способен думать о матери и ее реальности как отличной от его собственной. Забота ребенка о матери становится более сознательной и окрашена пониманием, что мать не обязана давать ему то, что он просит, а делает это из любви к нему.

Ребенок признателен обоим родителям – отцу и матери, проявляет чуткость к ним и их нуждам. Это – возвращение полученного на второй линии часов, желание вернуть родителям то, что они ему дали. Ребенок с любовью выполняет домашние дела, помогая по дому и служа. Все это необходимо для рождения чувства благодарности. Если ребенок не смог успешно закончить к этому возрасту процесс отделения от матери, он становится неблагодарным, полным горечи, обвиняющим окружающих и хронически сердитым, раздраженным. Если же ребенок хронически раздражен, в конце концов, он окажется хронически болен.

Восьмая линия часов. Моралист: «Я обдумываю, я взвешиваю»

Восьмая линия часов, возраст – от восьми до девяти лет, Бого-справедливость, Дева. Ребенок становится Моралистом. Этот возраст можно было бы назвать стадией моральной интеграции. Процесс отказа от желания контролировать мать теперь распространяется на бóльшую группу. Это может часто проявляться как стадия «Это несправедливо», ибо ребенок пытается понять, почему правила и законы не применяются одинаково ко всем.

Я знаю взрослых, которые тоже так говорят: «Это несправедливо. Ты не отнеслась ко мне так же, как к тому человеку. Ты не назначила мне то же наказание. Это несправедливо». Однако вы знаете об избирательном суде, который вершится с позиции Христа.

Итак, у ребенка появляется чувство несправедливости происходящего, и он пытается понять, почему правила и законы не применяются одинаково ко всем. Ребенок экспериментирует с правилами внутри своей группы и начинает проецировать законы своего внутреннего существа на жизнь и на других людей. Ему приходится сталкиваться с противоречиями и несоответствиями и отказываться от своего черно-белого восприятия мира.

Это время, когда ребенку предстоит справиться с тем, что его мать или отец (о ужас!) могут ошибаться и что его учитель говорит совсем не то же, что его родители. Жизнь, кажется, выходит за пределы простого набора правил, которые он усвоил в детстве, и ребенок может начать испытывать разочарование и беспокойство, когда потенциальные решения становятся более сложными и предусматривают больше возможностей.

  Если ребенок неспособен быть гибким и справиться с разочарованием, он впадает в чувство несправедливости, которое позднее может быть проявлено в социальных поступках, таких как месть, борьба, эмоциональная тирания, фанатизм и позднее в жизни – глубокая паранойя. Ребенку необходимо научиться признавать право других делать по свободной воле выборы, которые вовсе необязательно совпадают с его собственным пониманием вещей. «Другие родители ведут себя со своими детьми так. В нашей семье мы ведем себя с тобой по-другому. Это необязательно должно совпадать. И иметь различие – это вполне нормально».

Как известно, взрослые в современном мире не согласны иметь различные мнения. Они бесконечно воюют из-за расхождений во мнениях. Они не оставляют друг друга в покое и не позволяют следовать своим религиозным убеждениям. Они говорят, что если вы не верите в то, во что верят они, то отправитесь в ад и будете осуждены на вечные муки. Они считают, что просто обязаны уничтожить любого, чье понимание морали или моральных принципов не соответствует их собственным. Они так и остались восьмилетними детьми по уровню своего сознания. Им так и не удалось пройти восьмую линию часов, когда они проходили ее в первый раз! И вы видите, как по-детски они ведут себя – яркие вспышки в солнечном сплетении, глубокое чувство несправедливости, крайнее раздражение и гнев.

Итак, вам нужно провести своего ребенка через эти этапы. Вы должны осознать последствия, если этого не произойдет. Веселые фильмы, [поучительные] мультфильмы, всевозможные исторические фильмы могут дать детям представление о справедливости, которая есть в нашей свободной стране. Уроки из Библии будут служить хорошей иллюстрацией.

Девятая линия часов. Реализатор: «Я реализую»

Девятая линия часов, возраст – с девяти до десяти лет, Бого-реальность, Весы, ребенок – Реализатор. «Я реализую, я претворяю в жизнь, я привожу в проявление». Ребенок приходит к конкретной точке в жизни, когда в возрасте девяти лет реализует в физическом проявлении то, что он строил в течение предыдущих восьми лет.

Ребенок узнает, что понимание других людей может отличаться от того, как понимает и что думает он сам. Нам нужно пройти через это в возрасте девяти лет, чтобы не быть наивными в жизни, думая, что все видят мир так же, как и мы, и что все хотели бы получить учения Вознесенных Владык или все хотят знать истину (хотя на самом деле они ее знать не хотят, потому что истина заставит их изменить образ жизни).

Если в возрасте девяти лет мы становимся реалистами, понимая эти факторы, у нас сформируется здоровый взгляд на вещи. Мы не станем циничными или разочарованными, мы не будем шокированы тем, что обнаружим в других людях. Мы будем реально смотреть на мир, в котором живем, понимая, что он такой, какой есть, а люди в нем – такие, какие они есть. Так мы сформируем здоровое отношение к окружающему нас миру.

Ребенок расстается с иллюзией, что мать и отец способны читать его мысли, и понимает, что люди думают по-разному. Этот процесс известен как процесс дифференциации (установления различий). Ребенок осознает уникальность каждого индивидуума. Конкретное мышление уступает место абстрактному мышлению, и природа иллюзии завораживает ребенка. Он интересуется мистериями и, возможно, научной фантастикой.

Именно в этом возрасте он осознает, что другие думают о нем. Если то, что думает кто-то другой, кажется ему более важным, чем его собственное восприятие себя, ребенок может лгать, вводить в заблуждение, допускать полуправду и предпочитать не исправлять ложных представлений. Если ребенок получает награду и осознает, что не заслужил ее, при поддержке родителя он должен быть способен сказать: «Я не заслужил этой награды. Я не имею право ее получить. Я ее не заслуживаю».

Если ребенок крадет что-то, ему нужно набраться смелости признать это и вернуть то, что взял. Он должен полностью сознаться в содеянном, отделить себя от этого действия, от лжи, и хотеть быть эволюционирующей душой, стремящейся к совершенству, хотя и способной ошибаться в этом измерении. Родители же не должны «рубить» ребенку голову с плеч, осуждая его за то, что он совершил ошибку.

Это ситуация, в которой родителям необходимо проявить сострадание, любовь и дисциплину, тогда как другие люди, наделенные властью, которым нужно привить ребенку чувство ответственности перед обществом, могут быть более строгими. К примеру, с ребенком, который разжег огонь, уничтоживший гектары земель и дома, должны строго поговорить в милиции, а также представители власти, священник, раввин. У ребенка должно быть понимание, что в мире существуют вышестоящие органы, требующие уважения к обществу, и что представители этой общественной власти могут быть не такими мягкими и понимающими, как родители.

Родители могут быть строгими, но ребенок должен осознать свой проступок через призму всеобщих законов жизни в обществе. В Санта-Барбаре была система, при которой детям за нарушение правил при вождении велосипедов выписывали штраф; нарушителей приводили к юристу или судье, где штрафовали или наказывали. Это была хорошая система, которая однозначно давала ребенку не только понимание опасности неверного поведения, но и ответственности за это.

Итак, важно от кого приходит наказание. В случае кражи, что является очень серьезным преступлением в обществе, я считаю, что моя позиция по отношению к ребенку должна быть строже, чем позиция его родителей. Родителям нужно быть сострадательными и привести ребенка к пониманию серьезности кражи, в то время как я должна быть на строгом уровне ученичества и защиты Общины, давая ребенку понять, что он не может находиться в Общине и наслаждаться свободой, будучи при этом вовлеченным в воровство.

У нас бывали подобные ситуации, и порой родители полагали, что я слишком сурова и что мне следует проявлять больше любви. На самом деле, человеком, проявляющим любовь, должен быть родитель. Позиция же понимания, что закон нельзя нарушать, отстаивается человеком, находящимся на двенадцатой линии часов. В мирской жизни это – те, кто представляет закон и порядок в обществе, в церкви таким человеком должен быть священник.

Итак, нам нужно понимать, что в отношениях с ребенком у нас разные роли, и все мы можем помочь друг другу. Родитель может объяснить ребенку, почему учитель его наказывает; учитель может объяснить ему, почему родитель должен поступать, как поступает; ребенок же должен понять, что существуют различные способы быть иерархом. В конце концов, существуют семь Чоханов лучей. А общество состоит из различных людей, и некоторые из них не статут терпеть ваши выходки, как терпим их мы. Это то, к чему ребенку нужно подготовиться.

Если ребенок предпочитает идеализированный образ самого себя вместо реальности и впадает в нечестность, лицемерие и скрытность, это приводит творческий процесс к точке стагнации, поскольку похвала другого становится важнее процесса внутреннего роста и развития. Поток творческой энергии прекращается, а вместе с ним прекращается и поток Святого Духа на девятой линии часов.

Ребенку нужно понять, что он имеет право на реальность, воплотив которую сможет сказать: «Я претворил в жизнь эту реальность. Я воплотил ее. Я усвоил ее. Я стал ею. Она – моя. Я заслужил ее». Если он ее не заслужил, нельзя свалить ему на голову то, что он не заслужил, будто он уже заслужил это. Вот почему важен здоровый дух соревнования в школе, привычка хорошо учиться, понимание, что человек, находящийся рядом с тобой, может получить лучшую оценку, потому что работает больше, и принятие факта, что мы можем заработать хорошие оценки, больше работая, а не списывая и жульничая.

Общеизвестно, что сегодня профессора в колледже даже не пытаются запретить студентам списывать либо как-то с этим бороться. Это позволяет индивидууму быть тем, кем он не является. Мы не должны думать, что раз мы живем в Общине Вознесенных Владык, здесь нет подобного искушения. Задания должны даваться таким образом, чтобы дети сидели отдельно и не видели работ друг друга. Ребенок должен опираться на собственные заслуги, усилия и устремления. Не усвоив этого, он никогда не сможет преуспеть на пути посвящений под руководством Майтрейи. Он повернется и обвинит своих родителей и учителей в том, что они поверили, будто у него в те юные годы был уровень достижений, которого на самом деле у него не было. Взрослые должны удержаться от соблазна приписывать ребенку на стадии формирования веру, честность, честь и другие качества, которых он не проявляет.

Если ребенок хочет угодить родителям, так как его учили, что такова цель жизни, он может пойти на сделку с совестью, чтобы получить похвалу. Нельзя оставлять его одного в ситуации, где он может оступиться и пойти на компромиссы, ведь позднее в жизни он обвинит именно вас за то, что вы не оградили его от таких поступков.

(продолжение следует)

_______________________________________________________________

Лекция была дана Элизабет Клэр Профет 4 июля 1983 года во время летней конференции «Свобода 1983», проходившей в Сердце Внутренней Обители, Ройял Тетон Рэнч (Монтана, США).


* Harmonizer – тот, кто гармонизирует, согласовывает, приводит в соответствие. Прим. пер.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Любезные друзья Света! При распространении материалов сайта www.teachings.ru в сети Интернет просим вас по возможности давать ссылку на данный сайт.